Главная » Библиотека » Очерки

Саввин Д. Забайкальская Голгофа
[ Скачать с сервера (118.6 Kb) ] 25.12.2014, 05:11

XX-й век стал для Русской Церкви целой эпохой, временем совершения величайших мученических и исповеднических подвигов, эпохой уникальной в её непростой и даже трагической истории. Великое духовное наследие, оставленное нам новомучениками и исповедниками минувшего столетия, без сомнения, является исключительно важным не только для Русской Церкви, но и для всего Вселенского Православия.

И сегодня, хотя уже несколько лет как состоялось прославление святых, пострадавших за Христа от богоборческой власти в России, мы не знаем ещё даже имён немалого числа этих угодников Божиих, неизвестно очень многое о том, когда и где совершали они свои подвиги, а имеющаяся информация порой бывает недостоверна.

И если в епархиях центральной России сбор материалов к канонизации новых мучеников и исповедников начался уже относительно давно, то в Восточной Сибири, и, в частности, Читинско-Забайкальской епархии, эта работа ведётся весьма непродолжительный срок.

Меж тем, немало православных христиан пострадали за Христа или стяжали венец мученичества на забайкальской земле, и сегодня можно вполне определённо говорить о том, что здесь, несомненно, были свои новомученики и исповедники, первым из которых, ныне прославленном в лике священномучеников, является Св. Ефрем, Епископ Селенгинский (+1918 г.) История Читинско-Забайкальской епархии изучена сегодня ещё очень слабо, история же её в XX веке во многом нам совершенно неизвестна. 

Обвинение частично отталкивалось от действительно бывших в Забайкалье фактов антисоветских выступлений. Грабительская коллективизация, в сочетании с иными способами построения «светлого» «завтра», в 1930 г. довела большинство населения, в основном крестьян, до отчаяния. Условия жизни были совершенно невыносимы (так, в своих отчётах о религиозно-нравственном состоянии населения некоторые священники незадолго до того, в 1929 г., отмечали, что иные прихожане не исповедаются и не причащаются под тем предлогом, что у них нет самой необходимой одежды и обуви для того, чтобы дойти до храма ), и порой люди действительно пытались выступать с оружием в руках. Подобное, по мнению читинского ОС ОГПУ, и произошло «летом 1930 года на территории б/Сретенского округа – Устьтарейском, Сретенском, Чернышевском районах и Оловянинском р-не, б/Читинского округа» , и, кроме того, ещё в ряде районов Читинской области, находящихся в пределах Читинско-Забайкальской епархии, имели место «повстанческие тенденции».
Отталкиваясь от столь многообещающего материала, в читинском «оперсекторе» изобретают «контрреволюционную монархическую организацию», во главе которой ставится Архиепископ Евсевий (Рождественский), возглавлявший Читинско-Забайкальскую епархию в 1927 – начале 1930 гг. (Ко времени начала «следствия» он уже был переведён с Читинской кафедры, и, после участия в работе зимней сессии Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя, Митрополите Сергии, 3 апреля 1930 г., назначается временным управляющим Свердловской епархией, с титулом Высокопреосвященного Шадринского.) После предварительных разбирательств, 238 людям было предъявлено обвинение.

Среди арестованных преобладало духовенство и миряне, так или иначе участвовавшие в церковных делах (церковные старосты, прихожанки Читинского Казанского кафедрального Собора, труждавшиеся в организованном по благословению Владыки Евсевия сестричестве). Очевидно, некоторым работникам читинского «оперсектора» ОГПУ (и возглавлявшему его тогда Якову Бухбанду) захотелось разоблачить именно «клерикально-монархическую» организацию, что было весьма удобно, так как позволяло не только делом подтвердить свою социалистическую бдительность, но и расправиться с неугодным духовенством.

Картина антисоветского заговора, написанная Я. Бухбандом, выглядела довольно впечатляюще: организация, которую якобы возглавлял Епископ Евсевий вместе с Протоиереем Николаем Любомудровым, «бывш. чиновником Особ. поручений при генерал-губернаторе Стерьховым и д-р Кусакиным», «имела филиалы в гор. Нерчинске, в Нерчинском, Жидкинском (Балейском), Шилкинском, Улётовском, Акшинском и Титовском (Читинском) р-нах» - всего «более 40 населённых пунктов». Прежде чем продолжать рассказ собственно о «следствии» и процессе, дадим краткую биографическую характеристику духовных лиц, поставленных «обвинением» во главе мифического заговора.

Читайте далее...







 
Категория: Очерки | Добавил: lyubomudroff | Теги: портреты, любомудровы, репрессии, судьбы, Православие, священномученик
Просмотров: 402 | Загрузок: 144
Всего комментариев: 0